ещё
свернуть
Все статьи номера
№8, 2019
РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЁТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

УДК 331.467

Ключевые слова: медицинские аспекты, расследование несчастного случая, несчастный случай, несчастный случай, связанный с трудовой деятельностью, несчастный случай расследование, производственная травма, профессиональные заболевания, степень тяжести производственной травмы.
 

В народе говорят: «Никто ни от чего не застрахован». В равной мере это выражение относится и к несчастным случаям. Если несчастный случай произошел с работником на производстве, то система государственного социального страхования от несчастных случаев при исполнении трудовых (служебных) обязанностей предусматривает ряд выплат и мероприятий, направленных на устранение последствий происшествия. Но для того, чтобы работник получил страховые выплаты, необходимо доказать связь несчастного случая с производством. Какие медицинские аспекты имеются при расследовании несчастных случаев, рассмотрим в данной статье.

Несчастный случай, связанный с трудовой деятельностью – воздействие на работника вредного и (или) опасного производственного фактора при выполнении им трудовых (служебных) обязанностей или заданий работодателя, в результате которого произошли производственная травма, внезапное ухудшение здоровья или отравление работника, приведшие  его к временной или стойкой утрате трудоспособности либо смерти [1].

          www.ppk.mcfr.kz

По данным Международной организации труда (далее – МОТ), ежегодно из-за несчастных случаев на производстве и связанных с работой заболеваний гибнут 2,78 млн работников. Из них: 2,4 млн (86,3 %) погибают в результате заболеваний, связанных с работой, а 380 тыс. (13,7 %) – в результате несчастных случаев.

К сожалению, подобные потери характерны и для Казахстана. На предприятиях республики ежегодно получают увечья более двух тысяч работников. Несмотря на наметившуюся в последние пять лет тенденцию снижения общего травматизма в целом, по официальным данным в стране ежегодно погибают более 300 работников, а более 800 человек получают тяжелые травмы.

В соответствии со ст. 186–190 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2019) (далее – ТК РК) и приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1055 «Об утверждении форм по оформлению материалов расследования несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью» расследование несчастного случая возлагается на работодателя, для чего им немедленно должна быть образована комиссия по расследованию. О наступлении несчастного случая работодателя немедленно должен уведомить непосредственный руководитель работ.

Во всех несчастных случаях пострадавшему на месте происшествия организуется оказание необходимой первой помощи, после чего он при необходимости направляется для квалифицированного лечения в лечебно-профилактические учреждения.

В таких ситуациях врачи не должны ограничиваться только оказанием необходимой медицинской помощи. В соответствии с п. 5 ст. 186 ТК РК ответственные должностные лица организаций здравоохранения при самостоятельном обращении к ним потерпевшего должны не позднее двух рабочих дней информировать работодателя и местный орган по инспекции труда о каждом случае первичного обращения с производственной травмой или повреждением здоровья работников, связанном с трудовой деятельностью, а также о случаях острого профессионального заболевания (отравления) – государственный орган в сфере санитарноэпидемиологического благополучия населения.

К большому сожалению, данный пункт закона игнорируется некоторыми ответственными медицинскими работниками, что приводит к укрыванию несчастных случаев на производстве от государственного контроля и учета.

К примеру, за 2017 год прокурорский проверкой в Павлодарской области было выявлено свыше 200 фактов несообщения медицинскими учреждениями в инспекцию труда о несчастных случаях на производстве. Такие нарушения были выявлены в больницах Павлодара, Аксу, Экибастуза, а также в трех районах области.

Срок расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, не должен превышать десяти рабочих дней со дня создания комиссии. Результаты расследования оформляются Актом о несчастном случае на производстве [2].

Расследование несчастного случая с тяжелым или со смертельным исходом, группового несчастного случая, происшедшего одновременно с двумя и более работниками, независимо от степени тяжести производственных травм пострадавших, и группового случая острого отравления работников оформляется актом специального расследования по форме, установленной уполномоченным государственным органом по труду.

Вопрос о тяжести производственной травмы решают врачи лечебно-профилактического учреждения (далее – ЛПУ), в котором осуществляется лечение пострадавшего, в соответствии со Схемой определения тяжести производственных травм [3].

О выданном заключении в истории болезни (индивидуальной карте амбулаторного больного) лечащим врачом делается соответствующая запись с указанием тяжести имеющихся повреждений и даты выдачи заключения.

Врачи скорой и неотложной помощи, медицинские работники, оказывающие только первую помощь или осуществляющие транспортировку в ЛПУ, заключения о тяжести производственной травмы не дают.

Решение вопроса о тяжести производственной травмы требует от врачей лечебно-профилактического учреждения соответствующих знаний и опыта не только в лечении, но и в определении возможного прогноза при различном характере повреждений. Однако здесь также допускаются элементы невнимательности, неответственности, что, порой, рождает коррупционные риски, которые в последнее время стали «спутниками жизни» в сфере здравоохранения.


Профзаболевания на производстве могут быть вызваны разными факторами. При должном оформлении они обуславливают предоставление постоянных или временных льгот заболевшему работнику.

ТК РК определяет профессиональное заболевание (далее – ПЗ) как хроническое или острое заболевание, вызванное воздействием на работника вредных и (или) опасных производственных факторов при выполнении работником своих трудовых (служебных) обязанностей.

На основании приказа Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 июня 2015 года № 451 «Об утверждении правил регистрации, ведения учета случаев инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний и отравлений и правил ведения отчетности по ним» регистрации и учету в территориальных подразделениях ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения подлежат острые и хронические профессиональные заболевания и отравления.

На каждый случай острого профессионального заболевания и отравления врачом, выявившим или заподозрившим данное заболевание, заполняется экстренное извещение, которое в течение 12 часов передается в территориальное подразделение ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и руководителю организации (работодателю) по месту работы заболевшего (пострадавшего).

Медицинская организация при уточнении или изменении диагноза составляет новое экстренное извещение, которое в течение 24 часов направляет в территориальное подразделение ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и руководителю организации (работодателю) по месту работы заболевшего (пострадавшего), при этом указывается измененный (уточненный) диагноз, дата его установления, первоначальный диагноз.

Ответственность за своевременное представление экстренного извещения о случае острого или хронического профессионального заболевания, изменении или отмене диагноза возлагается на руководителя медицинской организации, установившего (отменившего) диагноз.

Экстренное извещение о впервые выявленном хроническом профессиональном заболевании (интоксикации) заполняется в Центрах профессиональной патологиии, клиниках профессиональных заболеваний. Экстренное извещение в течение трех календарных дней после установления окончательного диагноза направляется в территориальное подразделение ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и руководителю организации (страхователю) по месту работы заболевшего (пострадавшего), а также медицинскую организацию, направившую заболевшего (пострадавшего). Экстренное извещение о впервые выявленном хроническом профессиональном заболевании (интоксикации) направляется по последнему месту работы больного, контактирующего с вредными производственными факторами.

Для проведения расследования по каждому случаю профессионального заболевания и отравления работодатель образует две комиссии:

1) при подозрении профессионального заболевания и отравления – комиссию по составлению санитарно-эпидемиологической характеристики условий труда работника (далее – комиссия СЭХ),

2) комиссию по расследованию случаев острых и хронических профессиональных заболеваний и отравлений (далее – комиссия).

Комиссия СЭХ состоит из нечетного числа, в состав которой входят представитель работодателя, специалист службы безопасности и охраны труда (или лицо, назначенное работодателем ответственным по безопасности и охране труда), специалист территориального подразделения, пострадавший работник или работник с аналогичного рабочего места, участка и цеха, представитель профсоюза или работника. Председателем комиссии СЭХ избирается работодатель (руководитель организации или его заместитель).

Для составления санитарно-эпидемиологической характеристики условий труда работника (далее – СЭХ) работодатель:

1) представляет документы и материалы, в том числе архивные, характеризующие условия труда на рабочем месте (участке, в цехе): сведения о проведенных медицинских осмотрах, план мероприятий по оздоровлению выявленных в ходе периодических медицинских осмотров больных; выписки из журналов регистрации инструктажей и протоколов проверки знаний работника по охране труда; протоколы объяснений работника, опросов лиц, работавших с ним, других лиц; экспертные заключения специалистов, результаты исследований и экспериментов; медицинская документация о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью работника; копии документов, подтверждающих выдачу работнику средств индивидуальной защиты; выписки из ранее выданных по данному производству (объекту) предписаний территориальных подразделений и уполномоченного государственного органа по труду;

2) проводит по требованию членов комиссии СЭХ за счет собственных средств экспертизу, лабораторно-инструментальные и гигиенические исследования с целью оценки условий труда на рабочем месте работника или аналогичных рабочих местах, с учетом данных производственного контроля;

3) обеспечивает сохранность и учет документации по расследованию.

Следует помнить, что Акт о несчастном случае – официальный документ, и всякого рода отклонения от утвержденной формы могут вызвать нежелательные осложнения при решении вопроса о назначении государственных пособий и возмещении материального ущерба пострадавшим [2].

По своей правовой силе и предназначению Акт не устанавливает и не отменяет диагноза профессионального заболевания (отравления), а подтверждает причинно-следственную связь этого заболевания с вредными условиями труда, длительностью и интенсивностью их воздействия по месту работы заболевшего работника (застрахованного).

В международной практике по результатам расследования определяется только связь несчастного случая с условиями труда, и понятие «смешанная ответственность сторон» отсутствует. Расследованием устанавливается: связан ли несчастный случай с производством, без соотношения вины сторон в процентах. Основной принцип заключается в том, что возмещение ущерба осуществляется вне зависимости от того, кто виноват в случившемся [6].

Аналогичная норма в Казахстане не закреплена в законодательном порядке, т. e. вина работника определяется комиссией, расследовавшей конкретный несчастный случай, в процентах.
 

Ситуация:

Пациентка Ж. 1962 г.р., врач-неонатолог, имеющая 28-летний медицинский стаж работы, последние 9 лет проработала в отделении неонатологии Перинатального центра № 2. С 2 по 16 июня 2015 года прошла стационарное обследование в РГП «Национальный центр гигиены труда и профзаболеваний» в г. Караганде (далее – Профцентр), где ей был выставлен полный диагноз: «Бронхиальная астма, атопический вариант (сенсибилизация к Эко-Бризу, дез. средствам) легкой степени, персистирующее течение, контролируемая. Дыхательная недостаточность 1 (первой) степени. Заболевание ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ, ПЕРВИЧНОЕ».

Далее, в соответствии с трудовым законодательством, пациентка обратилась в Перинатальный центр № 2 для составления Акта о несчастном случае на производстве. В полученном ею Акте, в п.10 «Обстоятельства несчастного случая» было указано, что комиссией установлены факт грубой неосторожности Ж. и отсутствие ответственности за сохранение собственного здоровья, в п.11 Акта основной причиной наступления несчастного случая, по мнению комиссии, являлась «Грубая неосторожность пострадавшего».

Важно:

С данным выводом комиссии пациентка Ж. была категорически не согласна. Так как специалистами Профцентра (г. Караганда) было четко указано, что причиной развития хронического профзаболевания явилось воздействие на организм данной пациентки Эко-Бриза и дезинфицирующих средств, которыми Ж. пользовалась в процессе своей деятельности. Она обязана была применять данные средства на рабочем месте, и они предоставлялись ей именно работодателем.

На этот счет имеется официальный документ из Профцентра в виде «Извещения о профессиональном заболевании (отравлении)» от 15 июня 2015 года № 260 с исходящим № 1-24-475, где в пункте 7 указано, что в данном случае вредным производственным фактором, вызвавшим заболевание, является: Эко-Бриз и дезинфицирующие средства.

Поскольку Акт был составлен с множественными нарушениями, пациентка обратилась в суд.

Официально:

Решение Алматинского районного суда г. Астаны от 12.10.2015: «Исковые требования Ж. к ГКП на ПХВ «Перинатальный центр № 2» о признании действий незаконными, о признании Акта о несчастном случае на производстве № 1 от 03.08.2015 со степенью вины работника 70 % и работодателя 30 % незаконным, обязать ответчика выдать Акт о несчастном случае на производстве со степенью вины работника 0 % и работодателя 100 % – удовлетворить частично».

Резюмируя вышеизложенное, можно прийти к заключению, что для предупреждения несчастных случаев имеет первостепенное значение квалифицированное расследование случая третьими, не заинтересованными лицами, с участием высококвалифицированных медицинских специалистов, имеющих специальную подготовку по профессиональной патологии.

В случае неграмотного проведения расследования и формального установления причин несчастного случая сохраняется потенциальная опасность для жизни и здоровья других работников, которая может привести к повторению подобных случаев с более серьезными последствиями.



Литература:
1. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V. Постатейный практический комментарий.
2. Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1055 «Об утверждении форм по оформлению материалов расследования несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью».
3. Схема определения тяжести производственных травм (методические указания) от 16 февраля 1994 года. Алматы.
4. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 мая 2018 года № 224 «Об утверждении Правил расследования случаев инфекционных и паразитарных, профессиональных заболеваний и отравлений населения».
5. Приказ и. о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 907 «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2018).
6. А. А. Сарбасов. Современное состояние охраны и безопасности труда в Казахстане. Журнал «Охрана Труда. Казахстан», № 9, 2017.